Начнём с того, что основная задача периода обучения грамоте (т.е. букварного периода) – научить первоклассников чтению и письму.
В современной методике обучения грамоте принят принцип слогового чтения, т.е. единицей чтения и письма является слог (чаще он представлен буквосочетанием «согласный» + «гласный»). Это неслучайно: принцип слогового чтения связан с особенностями русской графики.
В русском языке большинство букв согласных обозначают два звука (например, буква Н может обозначать как твёрдый согласный звук [Н] (нота), так и мягкий согласный звук [Н’] (нёс).
Для обозначения одного и того же гласного звука в русском алфавите есть две буквы (например, звук [О] может быть обозначен как буквой О (нота) [НО], так и буквой Ё (нёс) [Н‘О].
Поскольку звуковое содержание буквы можно узнать только по её окружению, то побуквенное чтение неизбежно приводило бы к ошибкам, именно поэтому читать и писать мы учим по слогам.
Для успешного решения этой задачи можно использовать «Читалочку», авт. А.В. Абрамов и М.И. Самойлова, или «Читалочку», авт. Л.Ф. Климанова (см. рис.1 и рис.2). Занимательные задания разделов «Буквы и слоги», «Слог и слово» помогают детям лучше запомнить буквы, научиться читать по слогам, ориентируясь на гласную слога.
И если на первых ступенях обучения грамоте слоговое чтение помогает первокласснику узнать звуковое содержание буквы, то впоследствии чтение по слогам является приёмом, который способствует формированию одного из необходимых качеств навыка чтения – правильности чтения.
Если в предложении встречается трудное для прочтения слово (много букв или есть стечение согласных), то мы предлагаем ребёнку разделить его до прочтения на слоги и затем уже прочитать по слогам.
Такой приём помогает ребёнку прочитать слова правильно, без пропусков и искажения букв.
Ведущим упражнением в обучении письму является списывание. Сначала первоклассники учатся списывать слоги, затем односложные, двусложные слова, написание которых не расходится с произношением, диктуя себе по слогам.
Диктовка по слогам – это методический приём, который помогает ребёнку не пропускать буквы при записи слов.
В дальнейшем, когда первоклассники начинают списывать предложения и короткие тексты, умение делить на слоги становится одним из необходимых умений, способствующих формированию орфографической зоркости. Сначала ребёнок должен разделить слово или слова на слоги, выделить значком ударения ударный слог, подчеркнуть все «опасные для написания места» (орфограммы) и только после этого приступить к списыванию.
На уроках письма уже в период обучения грамоте младшие школьники знакомятся на практике с первыми орфографическими правилами. Одним из них является правило переноса слов со строки на строку. Базовым умением для овладения этим правилом является умение делить слово на слоги.
Таким образом, мы приходим к выводу, что для успешного обучения первоклассников чтению и грамотному письму, необходимо научить детей правильно делить слова на слоги
|