Первый раз в первый класс.
Такое событие бывает лишь раз в жизни человека. Оно волнительно как для ребенка, так и для его семьи. Как ребенок будет учиться? (Как я буду учиться?) Как к нему будут относиться учитель и одноклассники? (Как ко мне будут относиться в школе?) Найдёт ли он себе в школе друзей? (Будут ли у меня друзья?) Эти вопросы всегда волновали и будут волновать родителей и детей. Причем в большинстве случаев взаимоотношения в школе считаются важнее оценок и полученных знаний. В действительности эти две проблемы тесно связаны. Ребёнок, которому не комфортно в классе, может потерять интерес к учёбе. Именно поэтому одной из основных задач учителя в 1 классе становится адаптация детей в новом коллективе.
С первых дней в школе я стараюсь объяснить детям, что наш класс, как небольшое государство со своими законами и правилами, в котором у каждого есть права и обязанности. Каждый гражданин государства ценен и уважаем. Но сильны мы, когда делаем что-то вместе, дружно, сообща.
1 сентября после торжественной линейки и первого в жизни детей урока я предложила детям из маленьких «Я» создать одну большую семью «Мы»,которая и будет символом нашего коллектива. Каждый раскрасил своё личное «Я»,свою особенность, уникальность, все буковки прикрепились на ватмане в виде большого слова «Мы».
Ежедневно на большой перемене мы проводим игры, помогающие узнать друг друга лучше, подружиться. Например, «Я хочу подружиться с …» (ребенок произносит эти слова и описывает внешность того, с кем хочет подружиться), «Ласковые имена» (назвать ласковым именем соседа), «Пересядьте все, кто …» (дети сидят в кругу и пересаживаются, например, те, кто любит мороженое, клубнику и т.д.), «Рука к руке» и т.д. Когда дети получше узнают друг друга, можно играть в игры на узнавание («Угадай по голосу», «Узнай по описанию внешности», например). Обязательно планирую классные праздники, на которых дети могут общаться в неформальной обстановке. Важно участие класса в школьных мероприятиях типа «Весёлые старты», «Папа, мама, я – дружная семья» и других, где соревнуются несколько школьных коллективов, и дети переживают за свою команду или радуются победе. Способствуют сплочению коллектива экскурсии и посещение театра и кино.
Одной из составляющих комфортного пребывания в школе являются доброжелательные отношения внутри детского коллектива. С начала учебного года устанавливаются правила: не драться, не обзываться, уважать друг друга, помогать друг другу. Школьники знакомятся с золотым правилом этики: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе».
Начинаем мы учебную неделю с пожеланий успехов, хорошего настроения. Перед первым уроком учебной недели каждый, кто хочет пожелать одноклассникам добра и удачи, высказывается. Можно поделиться эмоциями о проведённых выходных. Учитель говорит пожелания и настраивает на рабочую неделю.
Очень важен положительный психологический настрой в начале урока. Во время организационного момента дети произносят пожелания друг другу, а также слышат их от учителя. Материал беру из методической литературы, из опыта коллег, лекций курсов повышения квалификации, составляю сама.
Вот несколько примеров пожеланий добра друг другу:
- Я желаю тебе добра. Если будет трудно, я тебе помогу.
- Доброе утро, солнце! (все поднимают руки, затем опускают).
- Доброе утро, небо! (аналогичное движение).
- Доброе утро, всем нам! (все разводят руки в стороны, затем опускают).
Пожелания учителя:
- Готовы к уроку?
На вас надеюсь я, друзья.
Мы хороший дружный класс
Все получится у нас!
- улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
- друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.
Кроме того, в начале урока использую приём «Термометр настроения». У каждого ученика на парте лежит конверт с карточками с изображением тучи (плохое настроение), белого облака (обычное, нормальное настроение), солнца (хорошее настроение). Учитель выясняет, с каким настроением дети начинают урок. Он имеет возможность подбодрить тех учащихся, у кого настроение плохое. А также просит детей с хорошим настроением «поделиться» им с остальными. В конце урока повторно определяется настроение учащихся.
Комфортная социально-психологическая обстановка в классе – важное условие развития личности школьника и его успешного обучения. В 1 классе закладываются основы коллектива, дети привыкают к учителю, друг к другу, к школьным правилам. Задача учителя – помочь ребёнку адаптироваться в новом коллективе и привыкнуть к новой жизни.
|